Художник Константин Сомов и его фарфор
в сотрудничестве с Императорским Фарфоровым Заводом
Сотрудничество художника Константина Сомова с Императорским фарфоровым заводом берет начало в 1900-х гг. Расценивать этот союз можно как событие уникальное, ведь впервые к работе был привлечен настолько известный мастер, участник знаменитого творческого объединения «Мир искусства», художник круга Бакста и Левитана.
Несомненно, что это не наш мир. Мы знали его когда-то. Он может к нам вернуться снова. Между тем, Сомов еще живет в нем, и мы можем услышать его с нежным эхом его очарования...
Г. Уолпол
Выдающиеся работы Сомова
Многие скульптуры мастера, например, «Дама с маской», «Влюбленные», «На камне» стали без преувеличения хрестоматийными. Оценивая их современным взглядом в витрине магазина, необходимо понимать, что перед нами вовсе не будуарные фигурки XVIII в., но ироничная стилизация прошлого в духе эпохи модерна. Выбор Сомовым фарфора в качестве материала сродни поискам нового пластического языка его современниками Серовым, Врубелем с их панно, экспериментами в области керамики.
При более прикладной оценке работ Сомова стоит иметь в виду, что на сегодняшний день он является одним из самых дорого продаваемых на арт-рынке русских художников, что, несомненно, привлекает внимание и к его работам в фарфоре. Автор получил признание и был востребован еще при жизни, но в 2007 г. на аукционе Christie's "Радуга" Сомова установила уже мировой рекорд стоимости произведения русской живописи, будучи проданной приблизительно за $7,4 млн.
Страсть к фарфору
С фарфором у Сомова были особые отношения: он хорошо
знал императорское собрание, бывал на европейских аукционах, собирал
собственную коллекцию фарфоровой скульптуры и даже издал ее иллюстрированный
каталог. В своей страсти к «белому золоту» Сомов признавался в одном из писем:
«Вы знаете, что моя фарфоровая болезнь дошла до крайних пределов. Во сне я
вижу фарфоровые группы».
Уникальность метода Константина Сомова в отношении фарфора
состоит в том, что он самостоятельно прошел все этапы изготовления скульптуры.
В письме к Бенуа Сомов подчеркивает: «Каждый из сделанных немногих экземпляров
пройден мною самим еще в фарфоре до обжига и потом мною же самим раскрашен
различно <…> Все эти вещи повторены мною не будут». Однако статуэтки
продолжали исполняться на фарфоровом заводе как до революции, так и после.
Статуэтка “Влюбленные”
Так называемый «мечтательный ретроспективизм»,
ироничное любование образами ушедшей эпохи присущи Сомову-художнику, как и
прочим представителям «Мира искусства». Эти
определения в полной мере характеризуют сомовскую статуэтку «Влюбленные»
(1905), перекликающуюся с небольшим акварельным рисунком Сомова «Поцелуй» (1904), - не случайно и статуэтку часто так называют
посетители салона высокохудожественной
скульптуры “Императорский Фарфор” на Пушкинской.
Сюжет композиции - зарисовка из жизни: влюбленная
парочка расположилась на лужайке в несколько неестественной в своей
театральности позе, ставшей впоследствии предметом для подражания. Характеру
группы «Влюбленные» свойственны манерность, жеманство и эротизм, доходящие до
гротеска, в котором можно увидеть и самоиронию художника. В одной из
дневниковых записей Сомов отмечает, что «женщины на моих картинах томятся,
выражение любви на их лицах, грусть или похотливость - отражение меня самого,
моей души <...> А их ломаные позы, нарочитое их уродство - насмешка над
самим собой и, в то же время, над противной моему естеству вечной
женственностью <...> Это протест, досада, что я сам во многом такой, как
они. Тряпки, перья все это меня влечет и влекло не только как живописца».
Беспокойность движений подчеркивается прерывистым
силуэтом фигур и характером росписи - контрастом узора в горошек, пунктирных
линий и монохромных пятен. В итоге, Сомов называл фигуру «Влюбленные» лучшим из
того, что он сделал. Заказать её с доставкой и упаковкой для собственной коллекции можно здесь
Скульптуры, ставшие историей
Тему, разработанную Сомовым во «Влюбленных», развивает
скульптурная группа «На камне»
(1905–1906 гг.), ныне заводом не выпускаемая. Это наиболее редкая модель
Сомова, которая не была заказана Императорским фарфоровым заводом и до
революции не повторялась, воспроизводить ее стали на Государственном фарфоровом
заводе уже в советский период.
Молодая женщина присела на камень и, кокетливо
отвернув голову, облокотилась на плечо мужчины, который стоит перед ней на
коленях, устремив на нее свой влюбленный взгляд. Через шею мужчины она
перекинула свой желтый шарф и легким движением притягивает кавалера к себе,
что добавляет позе влюбленных, неудобно примостившихся на камне, ещё большую
нарочитость.
Мечта коллекционера
Среди типично сомовских, узнаваемых образов - «Дама с маской» (1906), самая популярная
из трех скульптур, созданных мастером для завода, и самая востребованная среди его
поклонников. Тема театра, маскарада была одной из важнейших для Сомова - среди
живописных образов пьеро и коломбин, созданных художником в разное время, мы
вновь находим множество пересечений со скульптурой.
Первоначально было выполнено пять вариантов модели,
включая вариант в бисквите и полностью золоченный, из которых сегодня
выпускается один расписной, покоряющий звучанием своих ярких красок. Росписи
Сомов придавал исключительное значение, добиваясь тонкой нюансировки цвета и
вместе с тем эффектных колористических созвучий.
Высокий белый парик, украшенный цветами и перьями,
платье в стиле рококо, кокетливая поза сомовской дамы, ее приторная
элегантность вновь отсылают нас к художественному наследию галантного века. В
то же время принадлежность героини к эпохе рубежа XIX–XX вв. выдают явная
стилизация, утрированность ее образа, сама манера исполнения скульптуры – в
отличие от многочисленных салонных статуэток XVIII в., сомовская маркиза
вылеплена рукой более искушенной, экспрессивной.
Купить
скульптуру “Дама с Маской” можно здесь с бесплатной доставкой и подарочной
упаковкой.
Мировое признание
Скульптуры Сомова для Императорского фарфорового завода имели большой успех среди ценителей искусства с момента своего появления, его работы принимали участие в отечественных и зарубежных выставках. Сам Сомов в 1907 г. писал Бенуа, что «мои фарфоровые вещи, кажется, могут считаться “униками” <...> что касается дороговизны цен, то это и правда и неправда, вещи эти раскрашены мною очень детально и тонко…»
На протяжении последующих лет он регулярно возвращался к работе в области фарфора, придумывая новые варианты моделей, но ни один из замыслов так и не был воплощен. Приходится лишь сожалеть о непродолжительности сотрудничества художника с заводом.