Бисквит Императорского фарфорового завода: история и современность
Бисквит Императорского фарфорового завода: история и современность​
Не покрытый глазурью, матовый, белый фарфор называют бисквитом. Техника создания такого фарфора подразумевает двукратный обжиг, на что и указывает первая часть слова – «bis», или «два». Не стоит путать бисквит с бельём: бисквитный фарфор оба раза обжигается без глазури, а белье, фарфоровая заготовка, обжигается после покрытия глазурью и повторно – после росписи. С кондитерским собратом бисквитный фарфор роднит не только «вкусное» название, но и пористость. Именно эта пористая структура не позволяет использовать бисквит для изготовления посуды, но как материал для художественной скульптуры он очень востребован. ​

Классицизм в фарфоре ​

Белая, матовая и слегка шероховатая поверхность бисквитного фарфора придаёт ему также сходство с мрамором. В России XVIII века происходит расцвет классического стиля, ориентированного на эстетику античного искусства. Екатерининский классицизм нашел отражение и в русском фарфоре: при руководителе модельной мастерской ИФЗ скульпторе Ж. - Д. Рашетте классическая скульптура тиражируется в виде уменьшенных фарфоровых копий, создаются портреты самой Екатерины II и членов императорской семьи. Белый и матовый бисквит как нельзя лучше соответствует устойчивому мифу о беломраморной античности и получает широкое распространение.​

Бисквитные бюсты и скульптуры выпускаются на заводе по сей день и могут послужить благородным и солидным украшением рабочего стола, кабинета или иного интерьера. Скульптуры «Амфитрита», «Ночь» и другие входят в серию «Летний сад», воспроизводя в миниатюре свои мраморные оригиналы – статуи, заказанные для парка Петром I в Италии. «Петербургский сфинкс» повторяет в бисквите древнеегипетских сфинксов на Университетской набережной Петербурга. Бюст Екатерины II производится до сих пор и составляет компанию культовым скульптурным изображениям А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и императрицы Елизаветы Петровны, основательницы Императорского фарфорового завода.​​

Живой фарфор​

В первой половине XIX века в моду вошли предметы, украшенные лепными цветами; из бисквитных цветов составлялись и отдельные букеты на специальных пластах. Шедевром искусства русского фарфора стал букет из цветов в исполнении лепщика ИФЗ П. И. Иванова. Натуралистичность букета поражает – тончайшие лепестки с прожилками неотличимы от живых. Моделями послужили растения, которые специально выращивались в оранжерее завода. Букет предназначался для демонстрации на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г., но доставить хрупкое изделие на нее так и не решились, опасаясь за его сохранность.

С уходом мастера из жизни его рецепт фарфоровой массы и технология были утрачены. В течение XX века лучшими мастерами предпринимались попытки раскрыть секрет состава и особой техники лепки, но долгое время цветы получались грубыми и лишенными обаяния природного прототипа.​​​

Современные шедевры​

По предположению художницы Любови Цветковой, работающей на заводе в наши дни и также развивающей тему ботаники в фарфоровой скульптуре, Иванов делал слепки с лепестков, и далее в полученные формочки тончайшим слоем заливалась фарфоровая масса.​

Виртуозные бисквитные цветы создает сегодня и художница Надежда Полетаева (Якина). Благодаря работе этих мастеров завода стать обладателем цветочных композиций, не уступающих по красоте ивановской, может стать каждый – для заказа доступны бисквитные «Орхидеи», «Роза» и «Нежный пион». Такие изделия можно назвать произведением искусства, они обладают коллекционным статусом и способны стать настоящей семейной реликвией.​

Балет в бисквите​

Отдельного внимания заслуживает тема балета, воздушность которого блестяще обыгрывает белый, изящный, бисквитный фарфор. К числу знаковых изделий на балетную тематику относятся бисквитные скульптуры знаменитых артистов балета – Николая Цискаридзе, Тамары Карсавиной, Галины Улановой.   

Популярностью пользуется и оригинальная скульптурная серия  «Щелкунчик» Михаила Шемякина, ставшая результатом совместного проекта известного художника и скульптора и завода. В бисквите выполнены фигуры персонажей балета из сцены «Уход гостей».  ​

Анималистическая скульптура​

Скульптурные изображения животных ИФЗ выпускает практически со дня своего основания, и любовь к ним неизменна: сегодня в разнообразном ассортименте завода есть бисквитные горилла, леопард, барс, филин. Одних только пород лошадей, исполненных в бисквитном фарфоре, больше пяти. Приятная традиция ИФЗ - выпуск скульптур животных-символов в преддверии очередного Нового года: в этот раз им стала фигура петуха из бисквита.​

Анималистическая скульптура из бисквитного фарфора может стать не только оригинальной деталью интерьера, но и послужить отличным подарком для самой широкой аудитории – равнодушными не останутся ни любители животных, ни коллекционеры, ни дети. Последовать примеру Екатерины II, увековечившей свою любимую собаку в фарфоре, может сегодня любой владелец животного, заказав создание фигурки своего любимца. Пример подобной необычной работы - собака породы салюки, выполненная из бисквитного фарфора художником Мариной Никольской по индивидуальному заказу для Елены Скоробогатовой из Тюмени.